Другие научные публикации
Стоматология научные публикации Опыт реализации стоматологической профилактической программы у детей 3-10-летнего возраста г. Москвы

Опыт реализации стоматологической профилактической программы у детей 3-10-летнего возраста г. Москвы

21 Мая 2012

Эпидемиологические исследования, проведенные в большинстве стран мира, свидетельствуют о том, что кариес зубов и заболевания пародонта относятся к категории наиболее частых стоматологических заболеваний.

Низкий уровень санитарно-гигиенических знаний и навыков, отсутствие государственных профилактических программ, а зачастую и низкая мотивация к участию в профилактических программах, определяют рост распространенности и интенсивности стоматологических заболеваний, в первую очередь, у детей.

Групповые программы профилактики являются наиболее доступным, экономически выгодным и эффективным средством профилактики основных стоматологических заболеваний.

Опыт реализации стоматологических профилактических программ проводимых в различных городах России в течение от 1 года до 10-15 лет, базовым элементом которых являются стоматологическое просвещение и обучение гигиене полости рта, продемонстрировал высокую эффективность данных мероприятий в профилактике кариеса у детей.

На кафедре детской терапевтической стоматологии МГМСУ разработана профилактическая стоматологическая программа для детей в возрасте 3-10 лет, направленная на повышение уровня санитарно-гигиенических знаний детей, педагогов и родителей, на нормализацию гигиенического состояния полости рта и снижение распространенности и интенсивности кариеса у детей.

Цель исследования: оценка эффективности стоматологической профилактической программы среди детей 3-10-летнего возраста, реализованной в течение 1 года.

Профилактическая стоматологическая программа реализовалась в течение 1 года на базе образовательных учреждений г. Москвы. В программе участвовали 379 дошкольников и школьников в возрастных группах 3-10 лет. Для оценки эффективности профилактической программы  дети были разделены на 2 группы: 1 группа (дошкольники) – 197 детей 3-6 лет и 2 группа (школьники) – 182 ребенка 7-10 лет.

Этапы проведения программы:

• Изучение исходного уровня санитарной грамотности детей и родителей.
• Определение гигиенического состояния полости рта (по методике Федорова-Володкиной и J.C.Green, J.R. Vermillion - OHI-S) и основных показателей заболеваемости кариесом (распространенность, интенсивность).
• Разработка и реализация программы санитарного просвещения, направленной на повышение уровня стоматологических знаний детей, родителей и учителей.
• Оценка эффективности программы по уровню санитарно-гигиенических знаний (анкетирование, динамика индекса гигиены) и поражаемости зубов кариесом.

Санитарное просвещение проводилось в 3 этапа:

• 1 этап - информационное занятие;
• 2 этап - обучение индивидуальной гигиене;
• 3 этап - контрольное занятие.

Каждое занятие длилось в течение одного академического часа (45 минут). Занятия проводились с учетом возрастных особенностей детей, участвующих в программе.

На первом этапе в группах дошкольников и школьников проводились уроки гигиены, направленные на формирование мотивации к гигиеническому  обучению и воспитанию, включающие сочетание различных методов и форм учебно-воспитательной и просветительской  работы.

Обучение индивидуальной гигиене осуществлялось на втором этапе реализации программы. Объяснение стандартной методики гигиены полости рта проводилось на  моделях. После теоретического  этапа приступали к практическому освоению гигиенических навыков, а именно к проведению контролируемой чистки зубов индивидуально с каждым ребенком.

Контрольное занятие проводилось через 1 год, включало в себя повторное анкетирование детей, урок гигиены, который включал викторины и конкурсы, а также контролируемую чистку зубов.

Проводилось повторное стоматологическое обследование детей, участвующих в программе, с регистрацией основных показателей стоматологического статуса.

Стоматологическое обследование детей первой группы (возраст 3-6 лет) и второй группы (возраст 7-10 лет) позволило установить основные показатели стоматологического статуса.

Результаты

Обследование показало, что распространенность кариеса у детей 3-6 лет составила 73,6%, при интенсивности по индексу «кп» 3,35+0,63. В структуре индекса «кп» отмечено преобладание компонента «к» (кариозные зубы) -  2,67+0,56, число пломбированных временных зубов составило 0,68+0,15. При этом не было выявлено случаев поражения постоянных зубов кариесом в данной возрастной группе.

Анализ гигиенического состояния полости рта обследованных детей выявил удовлетворительный уровень гигиены, среднее значение индекса по Федорову-Володкиной составило 1,83+0,41.

В группе детей 7-10-летнего возраста распространенность кариеса достигает 81,32%, при этом поражение кариесом постоянных зубов в данной возрастной группе отмечалось у 42,31% детей. Интенсивность кариеса временных зубов по индексу «кп» равно 2,32+0,49, в структуре индекса количество кариозных зубов составляет 1,16+0,28, количество запломбированных временных зубов – 1,18+0,25. Интенсивность кариеса постоянных зубов у детей 7-10 летнего возраста составляет 0,9+0,196, отмечается преобладание компонента «К» в структуре индекса «КПУ» – 0,53+0,12, компонент «П» составляет 0,42+0,09, значение компонента «У» незначительно и составляет 0,01+0,002.

Анализ гигиенического состояния полости рта детей 7-10-летнего возраста показал, что среднее значение гигиенического индекса OHI-S составило 1,91, что соответствует неудовлетворительному уровню гигиены полости рта.

Оценка результатов реализации профилактической программы  среди детей 1 группы (возраст 3-6 лет) и 2 группы (возраст 7-10 лет) проводилась по данным изучения гигиенического состояния полости рта и интенсивности кариеса.

В группе детей 3-6-летнего возраста (группа 1) исходный уровень гигиены составил 1,83+0,41, что соответствует удовлетворительному уровню гигиены полости рта. Через год реализации программы в этой возрастной группе отмечено снижение показателя индекса гигиены по Федорову-Володкиной до хорошего уровня, среднее значение индекса равно 1,43+0,31 (отличие составило 21,86%).

В группе детей 7-10-летнего возраста (2 группа) также отмечена тенденция к улучшению гигиены полости рта после реализации программы. Исходное значение индекса гигиены OHI-S было равно 1,91+0,43, что соответствует неудовлетворительному уровню гигиены, а через год был отмечен удовлетворительный уровень гигиены, среднее значение индекса - 1,32+0,29 (отличие составило 30,89%).

Кроме того, нами был проведен анализ интенсивности поражения зубов кариесом временных и постоянных зубов у обследованных детей и характер изменений структуры индексов «кп» и «КПУ».

При анализе интенсивности поражения зубов кариесом у детей обеих групп отмечена незначительная тенденция к росту значений показателей «кп» и «КПУ».

Так, в первой группе (дети 3-6 лет) произошло увеличение значения индекса «кп» с 3,35+0,63 до 3,43+0,68, случаев поражения кариесом постоянных зубов у обследованных детей этой группы выявлено не было как при первичном обследовании, так и через 1 год наблюдения.

Во второй группе (дети 7-10 лет) при анализе степени поражения временных зубов кариесом отмечено увеличение индекса «кп» с 2,32+0,49 до 2,35+0,47, при анализе степени поражения постоянных зубов кариесом у детей данной группы также отмечен незначительный рост индекса «КПУ» с 0,96+0,19 до 1,15+0,22.

Более выраженные изменения произошли в структуре индексов у детей обеих групп, отмечена тенденция к росту числа запломбированных и снижение числа кариозных временных и постоянных зубов.

У детей 1 группы при первичном обследовании компонент «к» был равен 2,67+0,56, а компонент «п» - 0,68+0,15. Через год реализации программы отмечено значительное увеличение компонента «п» до 2,03+0,51 и снижение компонента «к» до 1,69+0,25 (отличия составили 36,70% и  198,53% соответственно).

У детей 2 группы при анализе структуры индекса «кп» также отмечена тенденция к увеличению компонента «п» и снижению компонента «к», но отличия были менее выраженными. Исходное значение «к» было равно 1,16+0,28, а компонента «п» - 1,18+0,25. При повторном обследовании в данной группе детей отмечено незначительное снижение компонента «к» до  1,01+0,28 и увеличение компонента «п» до 1,34+0,25 (отличия составили 12,93% и 13,56% соответственно).

При анализе структуры индекса «КПУ» у детей 2 группы отличия были более выраженными. Через 1 год реализации программы произошло снижение компонента «К» на 28,30% (с 0,53+0,12 до 0,38+0,09), одновременно отмечено увеличение компонента «П» на 80,95% (с 0,42+0,09 до 0,76+0,16). При анализе компонента «У» мы не выявили изменений данного показателя, то есть за период наблюдения не отмечено увеличение числа удаленных постоянных зубов у детей в возрасте 7-10 лет.

Полученные данные свидетельствуют об эффективности стоматологической профилактической программы, проведенной среди детей 1 и 2 группы. Отмечено улучшение гигиенического состояния: у детей 1 группы с удовлетворительного до хорошего уровня, а у детей 2 группы с неудовлетворительного до удовлетворительного уровня гигиены. Кроме того, в 1 группе (дети 3-6-летнего возраста) выявлено значительное  увеличение количества запломбированных временных зубов (почти в 3 раза) на фоне незначительного прироста интенсивности кариеса временных зубов. Во 2 группе (дети 7-10-летнего возраста) выраженные изменения отмечены в структуре индекса «КПУ» на фоне незначительного увеличения показателя индекса в целом, отмечено снижение в структуре индекса кариозных зубов и значительное увеличение количества запломбированных зубов (в 2 раза).

Хотелось бы отметить, что у детей 1 и 2 группы не проводилась плановая санация полости рта в лечебных учреждениях, изменения структуры индексов «кп» и «КПУ» были достигнуты за счет повышения мотивации родителей к сохранению здоровья полости рта и более систематических обращений к врачам-стоматологам.

Зуева Т.Е., Кисельникова Л.П., Нагоева М.М. Опыт реализации стоматологической профилактической программы у детей 3-10-летнего возраста г. Москвы // Актуальные вопросы стоматологии детского возраста  и профилактики стоматологических заболеваний: сб. науч. тр. под ред. проф. Кисельниковой Л.П., доц. Дроботько Л.Н. – М., СПб, 2012


Комментарии (0)
Ваш комментарий может быть первым

Для того, чтобы читать и добавлять комментарии , Вам необходимо войти на сайт