Другие научные публикации
Стоматология научные публикации Показания к санации полости рта у детей в условиях седации с сохраненным сознанием

Показания к санации полости рта у детей в условиях седации с сохраненным сознанием

20 Мая 2012

Значительная распространенность и интенсивность кариеса временных зубов в сочетании со сложностью коммуникации с детьми младших возрастных групп является одной из главных проблем детской стоматологии. Подавляющее большинство детей боятся лечения зубов, среди маленьких детей нередки случаи отказа от лечения, или, к сожалению, имеет место практика лечения против воли ребенка. Единственной реальной альтернативой является лечение в условиях общего обезболивания.

Седация с сохраненным сознанием, применяемая в мире как наиболее безопасный способ коррекции страха и психоэмоционального напряжения, в России пока используется очень редко.

Цель исследования – разработать показания к санации полости рта у детей от 1 года до 6 лет в условиях седации с сохраненным сознанием с использованием внутримышечного введения 0,5% раствора мидазолама.

Результаты исследования - анализ 2218 обращений в клинику кафедры терапевтической стоматологии МГМСУ за 1 год показал, что в структуре причин обращений 46% составили дети с проблемной коммуникацией, 32% - дети до 3-х лет и 14% направлены на лечение в условиях общего обезболивания и также относились к возрасту от 1 года до 6 лет.

Стоматологическая помощь этим детям была оказана в разных условиях, в том числе 11,3% из них успешно проведена санация полости рта на фоне седации с сохраненным сознанием. Среди них практически в равных количествах были дети раннего (1-3 года) и дошкольного (4-6 лет) возрастов. Для обоснования и уточнения эмпирически сложившихся возрастных показаний выполнены дополнительные исследования.

Проведена оценка поведения и способность к коммуникации с врачом 132 детей в возрасте от 1 до 6 лет по шкале Франкла, основанной на наборе определенных экспрессивных признаков. Выявлено, что они относятся ко 2-му и 3-му типам поведенческих реакций, что характеризует  легкую и умеренную степени негативизма соответственно.

Дополнительно проведено анкетирование 58 родителей на предмет выявления у детей невротических тенденций и предрасположенности к отклонениям в поведении (по Корчагиной В.В. - 2008 г.). Полученные данные показали, что 70% родителей детей 2-го типа поведения ответили положительно на до 30% вопросов анкеты. Родители детей 3-го типа поведения в 100% случаев давали положительные ответы на более 30% вопросов, а половина из них - на более 60% вопросов. Это подтверждает наличие у детей предрасположенности к отклонениям в поведении, она значительно более выражена у детей 3-го типа поведения. Чаще всего родители отмечали наличие у детей различных страхов, боли в голове или животе, сосание пальца, нарушение засыпания, разборчивость в еде. Результаты такого анкетирования можно отнести к прогностическим признакам негативного поведения маленького ребенка у стоматолога.

Страх перед лечением выявили как у детей, впервые обратившихся к стоматологу, так и уже имевших определенный опыт. У первых (25%) это, вероятно, связано со страхом общения с незнакомыми людьми, да еще в специфической обстановке. У этих детей имелась предрасположенность к отклонениям поведения и к невротическим тенденциям.

Большинство малышей (75%) имели опыт общения со стоматологом. Из них у 30% так и не удалось провести лечения в обычных условиях, у остальных оно не было завершено в связи с отказом ребенка от дальнейшего посещения врача.

Страх перед лечением у стоматолога присутствует и у взрослых пациентов. Среди опрошенных родителей он выявлен у 67,7%. Характерно, что именно их дети были отнесены к 3-му типу поведения. Это подтверждает тот факт, что беспокойство матери передается ребенку, что наиболее выражено в младших возрастных группах.

Можно отметить, что родители со стоматофобией хотят избавить ребенка от аналогичных проблем и избегают «лишних» с их точки зрения профилактических посещений стоматолога. Обследованные дети младших возрастов с негативным отношением к стоматологическому лечению имели высокий уровень интенсивности кариеса, который в среднем составил по индексу кпу - 7,1.

Приемы психологической коррекции поведения позволяли некоторым детям провести безболезненное кратковременное лечение в обычных условиях. Но из-за быстрой утомляемости дети уже не реагировали на приемы, которые ранее были в определенной степени эффективными, и отказывались от дальнейшего лечения. Это позволяет считать, что множественный кариес и особенно его осложненные формы, предполагающие длительное и сложное лечение, требует защиты нервной системы ребенка. Эту защиту может обеспечить седация с сохраненным сознанием.

Изучение общего состояние детей при знакомстве и первичном обследовании показало наличие у них психоэмоционального напряжения, что  проявлялось в учащении дыхания и легкой степени тахикардии. У 47% детей 2-го и у 72% 3-го типа  поведения выявлены потливость ладоней и симптом «холодных рук». Это реакция именно зоны эмоционального потоотделения, сочетающаяся с переферическим вазоспазмом.

Во время лечения в условиях седации показатели дыхания, кровообращения и вегетативного статуса нормализовались и оставались таковыми после лечения, что свидетельствует о благоприятном влиянии седации на состояние и самочувствие ребенка.

Выводы

Показаниями к санации полости рта на фоне седации с сохраненным сознанием являются:
• Состояние психоэмоционального напряжения и стоматофобия, соответствующие 2-му и 3-му типам поведения по Франклу у детей раннего и дошкольного возраста, дополнительными признаками которых являлись учащение дыхания, тахикардия, потливость ладоней, холодные руки.
• Данные анкетирования родителей, позволяющие прогнозировать склонность к невротическим реакциям и изменениям поведения.
• Стоматофобия у родителей.
• Множественное поражение зубов кариесом.

Золотусский А.Г., Кисельникова Л.П., Фаддеева Е.Н. Показания к санации полости рта у детей в условиях седации с сохраненным сознанием // Актуальные вопросы стоматологии детского возраста  и профилактики стоматологических заболеваний: сб. науч. тр. под ред. проф. Кисельниковой Л.П., доц. Дроботько Л.Н. – М., СПб, 2012.


Комментарии (0)
Ваш комментарий может быть первым

Для того, чтобы читать и добавлять комментарии , Вам необходимо войти на сайт