Интервью с новым президентом СтАР Садовским В.В.
Новый президент СтАР, Садовский Владимир Викторович, рассказал в интервью о проблемах современной российской стоматологии и путях их решения.
Фото © dentalrussia.ru
- Стоматологическое общество с Вашим назначением связывает определенные перемены в политике ассоциации, и готова ли СтАР уже подключиться к решению проблем, стоящих перед стоматологической службой страны?
- Если мы сообщество профессионалов, то, как же мы не подключимся к решению собственных проблем. Конституция страны гарантирует каждому стоматологу право на труд, и мы намерены этим правом воспользоваться. Обозначу не все проблемы, а только некоторые, на мой взгляд, основные, требующие немедленного решения. Главное, на первом этапе, нужно достигнуть согласия в условиях осуществления реформ между тремя сторонами: государством, населением и профессиональным сообществом. Чтобы разрешить этот узел, нужно поставить диагноз ситуации. Он основан на реалиях того, что интересы этих трех сторон пока не во всем совпадают. Решение вопроса – только в нахождении консенсуса.
- А какие задачи необходимо решить?
- По большому счету, на федеральном уровне необходимо создать систему стоматологической службы, которая отвечала бы как возможностям государства, так и рыночным условиям, усовершенствовать правила или порядки оказания населению стоматологической помощи. Кроме того, необходима система медико-экономических стандартов оказания стоматологической помощи, система получения технологического стоматологического образования на основе не только знаний, но и навыков будущего врача в комбинации с непрерывным в течение карьеры постдипломным образованием на накопительной основе. Не менее важное значение имеют государственная система стоматологической профилактики, система профессионального страхования рисков в стоматологии, независимая экспертиза качества стоматологической помощи и система испытания, регистрации и продажи изделий для стоматологии. Ну и конечно, профессиональное сообщество, то есть наша СтАР, должна по праву принимать участие в управлении стоматологической службой как на федеральном уровне, так и в субъектах федерации. А здесь главным становятся клинические протоколы лечения и профилактики,так как в этом и есть наше право на профессиональную самореализацию. Только сами стоматологи должны решать, какие технологии должны применяться сегодня и какие, популярные еще вчера, должны быть отменены.
- То есть Вы берете курс на модернизацию стоматологии. Будете ли учитывать опыт предыдущих лет?
- Обязательно должен быть учтен опыт, накопленный международным сообществом за долгие годы. Назовем это аксиомами стоматологии, так как они реально подтверждены во многих странах за время, превышающие два столетия. Во-первых, ни одно государство в мире не способно за счёт государственных источников обеспечивать все население качественной и современной стоматологической помощью на 100%, а также выделять необходимые средства на содержание зданий и сооружений, на технологическое перевооружение стоматологических клиник. Во-вторых, никакая, даже самая лучшая и качественная, модель стоматологической помощи не способна снизить стоматологическую заболеваемость населения без стройной системы государственной профилактики. Также государственную поддержку обязана иметь стоматологическая помощь детям (в том числе в организованных детских коллективах) и отдельным слоям населения. Наилучшим видом организации стоматологической помощи населению является постоянное наблюдение за здоровьем пациента, профилактика и лечение у одного и того же доктора (семейного стоматолога), иначе диспансеризация невозможна. Государство только совместно с профессиональным стоматологическим сообществом способно организовать эффективную систему оказания стоматологической помощи. Проблемы стоматологической службы и помощи населению невозможно решить без использования нескольких источников финансирования, без учета социальных факторов, без специальной стоматологической страховки. Существующая в России система ФОМС не способна финансировать и стимулировать оказание качественной медицинской помощи, тем более стоматологии, которая является очень ресурсоемкой отраслью. Власть должна иметь возможность контролировать стоматологическую помощь населению (в пределах закона); профессионалы должны иметь право выбора и приобретения технологий, материалов и других стоматологических изделий для профилактики и лечения (в пределах ассигнований и разрешительных документов) и достаточную свободу для выполнения своих функций и соблюдения своих прав; население должно иметь право свободного выбора врача, лечебного учреждения и способа оплаты, а также получения сведений о своем заболевании, методе лечения и давать согласие на них.
- Вы перечислили «аксиомы» мировой стоматологии, а применимы ли они в нашей стране? Что надо сделать на первых этапах проведения стоматологической реформы?
- Реформирование стоматологической службы для оказания достойной стоматологической помощи населению должно строиться обязательно как с учетом мирового опыта стоматологии, так и с анализом реальных возможностей страны (или ее региона) в аспекте возможности государства, его экономики, проблем финансирования, подготовки кадров, структуры стоматологической сети, платежеспособности населения, развития профилактического направления. Если пренебречь всем изложенным, то обязательно кто-то сильно проиграет, чаще всего – население страны.
- Это, как Вы сказали, первый возможный этап в реформировании стоматологии. Можно ли прогнозировать следующие шаги?
- Может быть, повторюсь, но многое придумано до нас в странах, где кариес побежден. Исходя из этого, дальше предстоит решить ряд проблем. Необходимо глубокое реформирование системы обязательного страхования в стоматологии на основе целевого страхования стоматологической помощи (введение стоматологической страховки). Должна быть решена проблема собственности в стоматологии. Стоматологию необходимо вывести из государственного бюджета и системы ФОМС по мере улучшения благосостояния граждан, возрастания их платежеспособности. Врачи-стоматологи должны получить статус обладателя лицензии. Нужно произвести постепенную перестройку сети стоматологических организаций с выведением на первый план клиник семейной стоматологии. За пределами мегаполисов необходимо развивать частно-государственное партнерство в стоматологии. Кроме того, управление стоматологией страны должно быть передано стоматологической профессиональной Ассоциации.
- А СтАР имеет механизмы влияния на профессию в рамках современного законодательства?
Конечно, хотя бы в рамках федерального закона № 323. И действия нашей организации, в первую очередь, нацелены на создание нового имиджа врача-стоматолога, повышение его рейтинга в глазах пациента. Только высокоэрудированный специалист может сделать анализ общего состояния здоровья по полости рта, применяя, естественно, новейшие технологии. Мировая стоматология делает гигантские шаги, и не надо пытаться бежать впереди паровоза …Нужно сравняться, отдышаться и спокойно шагать в ногу с миром. В этой связи, СтАР призвана освещать путь прогрессивной стоматологии.
Естественно, вот так просто, взять и повысить качество отечественного медицинского обслуживания, невозможно. Наша специальность динамична и СтАР ничего не сможет сделать без помощи государства, без совместного и оперативного решения программ, направленных на улучшение стоматологического здоровья нации.
Для того, чтобы читать и добавлять комментарии , Вам необходимо войти на сайт