Чем рискуют родители, приводя ребенка на лечение зубов под наркозом? Часть II
В мировой стоматологической практике широко распространено лечение детей под наркозом, однако, в нашей стране общая анестезия в детской стоматологии стала применяться сравнительно недавно. Насколько безопасно лечение зубов под наркозом? На вопросы наших читателей отвечают эксперты портала СТОМАТОЛОГИЯ.РФ

Фото © www.mark-dent.ru
Недавняя новость о смерти трёхлетней гавайской девочки, наступившей в результате неконтролируемого проведения общей анестезии во время стоматологического лечения, облетела все новостные издания мира и вызвала живой отклик общественности. Прокомментировать причины случившейся на Гавайях трагедии и ответить на наиболее распространённые вопросы читателей мы попросили наших экспертов - врачей анестезиологов-реаниматологов ведущих стоматологических клиник, занимающихся лечением детей.
1. Как вы считаете, насколько в России есть риск такой ситуации в детской стоматологии?
2. Что должны знать родители, прежде чем отправлять ребенка на лечение под наркозом?
3. Какую ответственность несут клиники в подобных случаях? И какие у них есть возможности экстренного реагирования, с учетом запрета хранения некоторых лекарств, которые используются в реанимации?
4. Есть ли в вашей клинике реанимация на случай внезапной патологической реакции ребенка под наркозом или седацией?
Сегодня на вопросы читателей отвечает сотрудник детской стоматологической клиники «Маркушка», кандидат медицинских наук, детский врач анестезиолог-реаниматолог высшей категории, Линькова Татьяна Викторовна.
В статье говорится о том, что при лечении зубов ребенку трех лет, врач-стоматолог применил комбинацию высоких доз сильнодействующих препаратов из нескольких фармакологических групп, относящихся к арсеналу средств для проведения глубокой седации и общей анестезии, что привело к тяжелому нарушению жизненно важных функций: угнетению дыхания и сердечной деятельности, отеку мозга.
При этом начальные признаки развивающейся катастрофы в процессе лечения не были ни замечены, ни адекватно оценены. Реанимационные мероприятия не проводились, либо проводились с опозданием и не профильными специалистами.
Закономерно (в данном случае) последовал летальный исход.
1. Ситуацию, когда оказывающий стоматологическую помощь специалист (врач-стоматолог, т.е. лицо, закончившее стоматологический факультет медицинского вуза и, согласно сертификату специалиста, имеющий право на лечение и удаление зубов, оказание ортодонтической помощи), самостоятельно применяет мощные препараты системного действия (изменяющие состояние организма в целом и непредсказуемо взаимно усиливающие действия друг друга), при этом одновременно лечит зубы, не обращая внимания на общее состояние ребенка, в российской легальной клинике представить сложно, практически невозможно. Бесконтрольное применение этих препаратов несет в себе угрозу жизни пациента, наши стоматологи это понимают.
Для того чтобы в российской клинике иметь подобные препараты, необходимо получить государственную лицензию на анестезиологию и реаниматологию. Лицензия выдается только при наличии в клинике необходимого анестезиолого-ренимационного оборудования (подводка медицинского кислорода, наркозно-дыхательная и следящая аппаратура, реанимационное оборудование, необходимые расходные материалы), помещения и анестезиологической бригады в штате клиники – сертифицированных специалистов: врача анестезиолога-реаниматолога и медицинской сестры анестезиста, т.е. лиц, получивших соответствующее образование и прошедших узкую специализацию (подтверждаемую дипломами, удостоверениями и сертификатами) и имеющих право на проведение анестезиологического обеспечения, обладающих необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками в области анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии.
2. Это должны знать родители, выбирающие клинику для лечения зубов под наркозом своему ребенку. Так же необходимо понимать, что наркоз (общая анестезия) – это процесс, и это – временное состояние организма, обусловленное медикаментозным воздействием, в первую очередь, на центральную нервную систему. Препараты, вызывающие это состояние, могут быть самыми разными, могут применяться в виде моноанестезии, либо в комбинациях.
Следовательно, для безопасного проведения наркоза необходим грамотный специалист – врач анестезиолог-реаниматолог, хорошо знающий фармакологию используемых препаратов, особенности детского возраста и многое другое.
Риск развития побочных эффектов должен быть сведен к минимуму.
3. В Российских клиниках (амбулаториях и стационарах) каждый специалист занимается своим профессиональным делом: врач-стоматолог лечит зубы, а если необходим наркоз, то обеспечивает этот процесс врач анестезиолог-реаниматолог (введение общих анестетиков и других препаратов, обеспечение венозного доступа, проходимости и защиты дыхательных путей, непрерывный мониторинг дыхания и сердечной деятельности, при необходимости – вспомогательная и искусственная вентиляция легких, инфузионная терапия, выведение из наркоза, посленаркозное наблюдение).
Лечение зубов и проведение анестезиологического обеспечения – это задачи из абсолютно разных разделов медицины и они не могут никаким образом выполняться одним специалистом.
В случае, произошедшем в стенах гавайской клиники, вся ответственность лежит на администрации и сотрудниках, допустивших применение сильнодействующих препаратов без должных условий, контроля, а главное – в отсутствие профильных специалистов, что привело к необратимому исходу. Этого случая даже с точки зрения здравого смысла (а не только правовых и медицинских норм) просто не должно было быть.
4. Слово «реанимация» означает процесс оживления организма, когда что-то плохое уже случилось.
Поэтому, свой ответ я сформулировала бы так:
В амбулаторной детской специализированной стоматологической клинике «Маркушка», имеющей государственную лицензию на проведение анестезиологического обеспечения при лечении зубов, есть все необходимые условия для проведения безопасного наркоза.
А) Общая анестезия проводится бригадами сертифицированных высококвалифицированных анестезиологов-реаниматологов (все врачи высшей категории, кандидаты медицинских наук) и медицинских сестер-анестезистов (высшая категория).
Используется ингаляционный анестетик «Севоран» (Севофлуран) – современный, безопасный, позволяющий управлять глубиной анестезии и обеспечивающий быстрое пробуждение и отсутствие отсроченного влияния на жизненно важные функции организма.
Б) На случай развития экстренных ситуаций и осложнений анестезии в клинике имеется необходимое реанимационное оборудование и расходные материалы (кислород, дефибриллятор, аппарат ИВЛ, наборы для интубации трахеи и крикотиреотомии, медицинские отсосы, все необходимое для внутривенных инфузий, «шоковая» аптечка для экстренной помощи). Все реанимационные мероприятия должны проводиться той же анестезиологической бригадой, так как «анестезиология – реаниматология» – это единая специальность, и, проводящий наркоз врач-анестезиолог является одновременно врачом-реаниматологом. Параллельно, при необходимости, может быть вызвана «скорая помощь» (подстанция находится в 300 м от нашей клиники), для перевода пациента в ближайший стационар, имеющий отделение реанимации и интенсивной терапии.
В заключении хочу сказать всем родителям: наркоз – это высокотехнологичный процесс, который должен иметь соответствующее адекватное обеспечение. Правильный выбор клиники, беседа с врачом анестезиологом-реаниматологом, тщательное соблюдение его рекомендаций по подготовке к наркозу – вот те моменты, которые помогут безопасно и качественно решить стоматологические проблемы Вашего ребенка.
Для того, чтобы читать и добавлять комментарии , Вам необходимо войти на сайт