Чем рискуют родители, приводя ребенка на лечение зубов под наркозом? Часть I
В мировой стоматологической практике широко распространено лечение детей под наркозом, однако, в нашей стране общая анестезия в детской стоматологии стала применяться сравнительно недавно. Насколько безопасно лечение зубов под наркозом? На вопросы наших читателей отвечают эксперты портала СТОМАТОЛОГИЯ.РФ

Фото © www.stlawrencedentistry.com
Недавняя новость о смерти трёхлетней гавайской девочки, наступившей в результате неконтролируемого проведения общей анестезии во время стоматологического лечения, облетела все новостные издания мира и вызвала живой отклик общественности. Прокомментировать причины случившейся на Гавайях трагедии и ответить на наиболее распространённые вопросы читателей мы попросили наших экспертов - врачей анестезиологов-реаниматологов ведущих стоматологических клиник, занимающихся лечением детей.
1. Как вы считаете, насколько в России есть риск такой ситуации в детской стоматологии?
2. Что должны знать родители, прежде чем отправлять ребенка на лечение под наркозом?
3. Какую ответственность несут клиники в подобных случаях? И какие у них есть возможности экстренного реагирования, с учетом запрета хранения некоторых лекарств, которые используются в реанимации?
4. Есть ли в вашей клинике реанимация на случай внезапной патологической реакции ребенка под наркозом или седацией?
Сегодня на вопросы читателей отвечает Клебанова Наталья Геннадьевна, врач-педиатр высшей категории, врач анестезиолог-реаниматолог с опытом работы в профессии более 25 лет. Наталья Геннадьевна сотрудничает со стоматологическими клиниками «Дентал Фэнтези» с момента их основания.
Первое, что необходимо сказать в этом случае: глубоко соболезную родителям ребенка, это ужасно, тяжело и дай им бог пережить эту потерю. Сложная, нештатная ситуация во время лечения, в том числе и во время лечения под наркозом может возникнуть в любой стране и даже в любой клинике – это жизнь. Как говорится, прыщик сковырнул – и… Другое дело – заранее быть готовыми к любой из возможных ситуаций, быть готовыми отреагировать на нее незамедлительно, профессионально и сделать все возможное для спасения человека. И разумеется, врач несет юридическую ответственность за происходящее в его кабинете и поэтому совершенно понятно, что ситуация на Гавайях будет иметь судебное продолжение.
Первое, что обращает на себя внимание (исходя из прочитанного в новостях) – отсутствие на приеме врача анестезиолога-реаниматолога. Все произошедшее – следствие этого вопиющего нарушения. Это как раз и есть ответ на ваш второй вопрос: на любом лечении с применением наркоза в любой клинике обязан присутствовать сертифицированный врач анестезиолог-реаниматолог (а в некоторых случаях – анестезиологическая бригада). И, разумеется, клиника должна быть оснащена необходимым оборудованием, мониторирующим состояние пациента во время наркоза.
В Российской Федерации (как и в подавляющем большинстве стран и – уверена – на Гавайях тоже) есть определенные законы и правила, без соблюдения которых проведение наркоза или седации будет рассматриваться как незаконная манипуляция, преследуемая по закону. В России это – наличие необходимого минимума следящей аппаратуры и присутствие врача анестезиолога-реаниматолога. Заметьте, врач так и называется – анестезиолог-реаниматолог. Это означает, что он обучен проводить реанимационные мероприятия, а в наборе необходимых приборов, препаратов и оборудования числится реанимационный чемодан со всем необходимым, что только может понадобиться в таких экстренных случаях.
Разумеется, в клиниках, добросовестно относящихся к своим пациентам, уровень безопасности всегда превышает необходимый минимум – это тоже нормально и это стоит принимать во внимание при выборе клиники. К примеру, в клинике, где имею честь трудиться я, имеется капнограф (регистрирует концентрацию углекислого газа в выдыхаемом пациентом воздухе – очень важный параметр), в постоянном режиме измеряется температура тела пациента, что весьма информативно для анестезиолога. Имеется газовый анализатор, позволяющий определять самое главное – количество кислорода во вдыхаемой смеси и в выдыхаемом воздухе. Судя по тому, что написано в новости, ребенок на Гавайях страдал от нехватки кислорода (гипоксии) – самая частая причина проблем во время наркоза. Разумеется, если кабинет не оснащен необходимой аппаратурой. Мы отслеживаем также функцию т.н. внешнего дыхания, определяем – сколько воздуха в минуту проходит через легкие пациента. Имеется и BIS-монитор, отслеживающий состояние нервной системы и мозга и позволяющий использовать минимальное количество анестетика в данной конкретной ситуации. Я уже и не говорю о наличии самой наркозно-дыхательной аппаратуры самого высокого качества, эндотрахеальных трубок всех возможных размеров и конструкций – а это все применяется, как для самого наркоза, так и в случае реанимационных мероприятий.
Ну, и, разумеется, еще раз повторю это, необходимо наличие опытного врача-анестезиолога, который безотрывно находится около пациента, всматривается в его лицо, оценивает цвет и состояние кожи, наличие или отсутствие рефлексов и многое другое, что информирует его о нормальном течении наркоза. Все практикующие анестезиологи-реаниматологи регулярно проходят сертификационное обучение и экзамен, получают самые современные сведения и навыки.
В заключении хочу еще раз подчеркнуть: вопрос безопасности проведения наркоза (не только в стоматологической клинике, но и в любой другой клинике, где это практикуется) заключается в скрупулезном следовании всем правилам безопасности, которые только и позволяют сертифицировать данное учреждение, то есть разрешить ему проводить эти врачебные манипуляции на законных основаниях. О таком Сертификате можно осведомиться перед тем, как принять решение о лечении – в нормальной, добросовестной клинике вам его непременно покажут.
И еще хочу дать один совет от специалиста: когда врач-анестезиолог будет задавать вам вопросы о состоянии здоровья (а он это обязательно сделает – так положено делать перед лечением с применением наркоза) – постарайтесь отвечать правильно, не скрывайте от доктора «неважных» подробностей. Не стоит думать, что наркоз вздорожает из-за того, что у ребенка (или у вас, если пациент – вы сами), например, были случаи аллергических реакций или есть затруднения с дыханием. Просто врач, получив исчерпывающую информацию, будет готов к возможным сложностям и проведет необходимые профилактические действия.
Как анестезиолог-реаниматолог с очень большим опытом работы с детьми скажу одно: в клиниках, где все делается по правилам, где заботятся о безопасности пациентов, наркоз – рядовая процедура с высоким профилем безопасности. Когда передо мной встал вопрос о масштабном стоматологическом лечении маленького сына, я, нисколько не сомневаясь, выбрала наркоз. Желаю вам делать правильный выбор, быть здоровыми и разумными!
Анастасия Щеглова, менеджер по работе с клиентами торговой компании «Дентал Фэнтези trade»: Наша компания имеет большой опыт комплексного оснащения операционных для стоматологических клиник. Мы консультируем и предлагаем оснащение и для тех, кто вводит у себя услугу лечения под наркозом. Предлагаемое нами оборудование не просто соответствует самым высоким мировым стандартам качества. Оно было протестировано в наших клиниках и получило ободрение наших врачей, как надежное и удобное. Такое оборудование позволяет осуществлять комплексное обследование и диагностику состояния пациента на протяжении всего лечения, а также, в случае крайней необходимости, провести своевременные реанимационные действия. В стандартный комплект поставки, как правило, входят: наркозная станция; прикроватный монитор, отслеживающий ЭКГ, частоту дыхания, температуру, сатурацию кислорода, неинвазивное давление, концентрацию СО2, инвазивное давление и измерение концентрации анестетиков во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе; BIS-монитор для вычисления биспектрального индекса (параметр, обеспечивающий прямое измерение эффектов общей анестезии или седации головного мозга), кислородный концентратор с накопителем для бесперебойной подачи кислорода даже в случае экстренного отключения электроэнергии во время операции, аппарат ИВЛ (искусственной вентиляции легких), дефибриллятор и реанимационный чемодан.
Завтра мы познакомим вас с мнением другого эксперта - детского врача анестезиолога-реаниматолога высшей категории, кандидата медицинских наук, Линьковой Татьяны Викторовны.
Для того, чтобы читать и добавлять комментарии , Вам необходимо войти на сайт