Пресс-конференция СтАР: лицензирование стоматологической деятельности и преимущества членства в СтАР
Представляем вашему вниманию очередной репортаж с пресс-конференции СтАР. Среди прочих, на конференции обсуждался вопрос лицензирования стоматологической деятельности. Также члены правления Стоматологической ассоциации России рассказали о преимуществах членства в СтАР.

- Как будет развиваться ситуация с лицензированием? В проекте 99-го Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» была отмена медицинской лицензии, но в результате она стала бессрочной. Однако вышли новые поправки, из которых следует, что лицензию надо будет переоформлять? На каких условиях? И когда?
В. В. Садовский: Вопрос этот непростой. Вице-президент СтАР Данилов в одном из последних номеров журнала «Экономика и менеджмент в стоматологии» дал исчерпывающий ответ на этот вопрос. Я расскажу в двух словах. Как только учреждение предполагает расширить свою сферу деятельности, оно обязательно должно претендовать на обращение в лицензионную комиссию, в Росздравнадзор, по сути. Например, в коллективе был врач-стоматолог, врач стоматолог-терапевт, врач стоматолог-хирург. Решили заняться, допустим, протезированием. Как только происходит расширение сферы, необходимо обращение от клиники. И это подразумевает расширение требований к штатным нормативам, которые предполагают новый порядок, табель оснащения, – все это может лечь в основу ограничений по выдаче лицензии. А так лицензии сегодня даются бессрочно. Но учтите, что у Росздравнадзора есть право раз в три года сделать плановую проверку. Любое замечание, если оно не исправляется, приводит в суд, и тогда лицензионная палата может заставить заново лицензироваться. Остановить или приостановить действие лицензии сегодня может только суд.
В. Н. Олесова: Я хотела бы добавить к ответу Владимира Викторовича по поводу претензий и жалоб. Количество жалоб, на самом деле, увеличивается, но я хотела бы сделать один акцент. Конечно, очень много жалоб обоснованных, но увеличивается как раз количество жалоб, связанных либо с сознательным поведением пациентов, которые предполагают осуществить через некоторое время, предположим, повторное протезирование, добавочное протезирование, либо от пациентов, которые обладают завышенными требованиями к результатам нашего лечения. А ведь как любое лечение, стоматологическое лечение имеет свои ограничения. Мы не можем вернуть тот зуб, который был у этого пациента в 16 лет. Или, тем более, десневой край, десневые сосочки. И здесь есть некоторая несогласованность или пренебрежение юридического сообщества, в частности, судейского сообщества, а ведь это самый высший орган, который решает вопросы о претензиях пациентов к врачу или клинике, но эти наши заключения вовсе необязательны для суда, они ориентируются на своих судмедэкспертов, которые вовсе не имеют никакого представления о стоматологическом лечении. Есть такое противоречие, которым пользуются штатные юристы, находящиеся на службе у обществ потребителей. Поэтому наша ассоциация должны создать специальный орган, который будет решать стратегические вопросы оценки качества.
В. В. Садовский: Спасибо, очень верно. Мы, на самом деле, уже провели работу с нашими региональными отделениями с тем, чтобы они нашли возможность привлечь всех работающих судебно-медицинских экспертов на своей территории к небольшому ликбезу по нашим технологиям. Потому что они некомпетентны в наших профессиональных нюансах. Они не понимают, что такое цвет, что такое форма. Тут врачи-стоматологи государственные экзамены сдают, они не могут профессорам ответить, а представьте…
В. Н. Олесова: А когда они видят на рентгенограмме имплантаты, они ужасаются - все, все плохо.
В. В. Садовский: Поэтому тут надо исходить из гармоничного сосуществования и находить консенсусы с судебно-медицинскими экспертами. И вот, парламентские слушания 6 декабря недвусмысленно заявляют о том, что пока система государственного контроля качества способна формально работать только в условиях государственных заданий. А как контролировать качество за пределами государственных заданий – не регламентировано. Это рождает определенной степени субъективизм судейского сообщества, ибо они тем более не являются специалистами. Но хочу обратить ваше внимание на то, что на нашей стороне есть профессиональная команда, в частности, секцию аудита и бухучета СтАР возглавляют доктор Николаев Константин Вячеславович, который является также экспертом по судам и, он и его команда обладают компетенцией в достаточной степени. И недавно они выиграли суд у Московского областного департамента здравоохранения на несколько миллионов рублей в пользу ответчика – медицинского учреждения, которому предъявлялись претензии о том, что они оказали профилактическую услугу, не имея в своем штате гигиениста и не имея лицензии на профилактическую стоматологию. Вместе с тем, Николаев принес в суд архив журнала «Экономика и менеджмент в стоматологии», где был переписан рубрикатор-классификатор работ и услуг СтАР, если не ошибаюсь, от 2002 года. Судья посмотрел – гигиенические манипуляции входят в компетенцию врача стоматолога-терапевта. И суд был выигран, клиника получила назад свои 2 миллиона рублей.
- Это вы говорите о классификаторе?
В. В. Садовский: Нет, это мы говорим о рубрикаторе работ и услуг. Это коды, которые в свое время разрабатывал ЦНИИС, они сейчас тихонечко увяли, и в этих парламентских слушаниях как раз и говорится о том, что Министерство обязано обеспечить единую кодировку услуг по всем медицинским специальностям.
- Нам, наверное, надо оживить этот код.
В. В. Садовский: Надо оживить. Он пока не оживлен. У СтАР нет ресурсов оплачивать большое количество профессионалов. У нас есть один юрист на 6 часов рабочего дня. В США, с American Dental Association на временной или постоянной основе сотрудничает 10 тысяч юристов. И ещё один тезис, который вы не задали, но я хочу донести это нашим профессиональным обществам - о перспективах вашей жизнедеятельности, издательства. Откуда вы возьмете деньги? - Когда будут развиваться услуги, когда будет развиваться индустрия, появятся ваши рекламодатели, подписчики и так далее. В форме бумажной, интерактивной и так далее, но это борьба за потребительскую корзину в обществе. Неважно, откуда революция – сверху или снизу, я просто приведу статистику. В Соединенных Штатах Америки три года назад в стоматологии в легальном секторе было оказано услуг на 60,4 млрд. долларов. В Российской Федерации легально - чуть более миллиарда долларов и, с учетом подозреваемого серого оборота, – примерно в пределах 2 млрд. Население наше отличается в два раза, а разница отличается в 30! То есть у нас есть потенциал увеличения в 15 раз. Это означает, что мы должны положить стоматологическую услугу в потребительскую корзину населения, как положили парикмахеры, рестораторы, продавцы автомобилей, шиномонтажных работ, без которых уже никто не может обойтись. Но мы можем получить это только в обмен на профессионализм каждого обладателя лицензии. Население только тогда нам поверит. Пока не будет наших стандартов качества, пока мы не перестроим систему первичного образования, а на это требуются годы, мы никогда не добьемся своего счастья под солнцем.
В. Н. Олесова: И пока каждый стоматолог не осознает необходимость обязательного участия в работе СтАР и членства в СтАР. Национальная медицинская палата ставит задачу о полном охвате своей ассоциацией всех врачей. Если бы и у нас так было, дело бы пошло.
В. В. Садовский: Мы предпринимаем меры. Мы сейчас заключаем договор о сотрудничестве с банком ВТБ-24. Испытали пилотный проект в Ростове-на-Дону, на мероприятии 23 ноября, где было озвучено, и сразу нашлись наши клиенты-последователи, что банк ВТБ-24 просто по принадлежности к Стоматологической ассоциации России снижает ставки на кредитные карты, на ипотеки, на потребительские кредиты в кратное количество десятых. То есть если сегодня вы запросите ипотеку, будучи стоматологом, вы без поручительства можете претендовать на 9,5 % в рублях. Вы можете получить платиновую карту, это называется пакет «Привилегия» с 24-часовым сервисом консьержа почти во всех странах мира бесплатно, с 1,5 млн. возможного кредита у себя в кармане за 10 тыс. рублей в год. Но это новое достижение банка, это наши переговоры.
- А вы должны быть членом СтАР при этом?
В. В. Садовский: Мы только начинаем эту работу, у нас нет пока ответственного лица за это управление, пока мне приходится его курировать, но мы все в одной команде, у нас хорошее правление, у нас нет оппозиции сегодня. Мы считаем, что ее быть не должно. Мы готовы услышать любую оппозицию, но пока никто не обращался.
- В связи с этим еще вопрос по поводу интереса участия в СтАР для обычного врача-стоматолога.
В. В. Садовский: Рядовой врач должен осознать эту необходимость, он не должен ждать этих подарков от ВТБ или льгот на билеты «Аэрофлота». Это придет автоматически, когда будет желание участвовать в написании собственной судьбы. Ошибочно считать нашей целью доступ к дирижерскому пульту. К сожалению, мы будем махать палочкой по чужим нотам. Задача СтАР – получить право быть композиторами музыки. И тогда количество дирижерских палочек будет равно количеству тех, кто согласен с музыкой. Если каждый из нас будет это понимать , тогда мы будем активно участвовать и в общественной жизни, и в инициативах. И стоматологи везде в мире являют собой клан, который очень гармонично существует с государством. Я присутствовал на финансовом комитете, когда был членом правления ERO, - сидят 15 врачей, каждый из которых – обычный врач, член этой палаты. Им выпала лотерея по компьютеру через 2 месяца такого-то числа быть частью финансового комитета. Они приехали все, как часы, никто их не заставлял. Они провели день, проверили бюрократические процедуры, проверили, какие законы в Германии были выпущены, где ассоциация проспала участие, где есть какие-то подводные камни, почему не удалось провести такую-то поправку. Выслушали, сделали своё заключение и уехали по домам. Вот их участие в общественной жизни. Могли бы не приехать, сказать, что им некогда. Но они не могут этого не сделать – это их судьба. Если они не приедут, то завтра не приедет другой, и опять все это болото будет стагнировать. У нас есть очень сильный имидж в глазах медицинского сообщества. Нас 35 тыс. человек, ни у какой медицинской общественности нет такого членства. Мы самые большие. Потенциал у нас – под 80 тыс. Мы уже обращались к региональным ассоциациям – нужно пересмотреть региональные уставы, ввести с абитуры кандидатский статус. Поступает человек, хочет быть стоматологом – запишись кандидатом на членство в СтАР. Претендуй все годы студенчества. Потом профессионально докажи – тебя еще могут не принять. Тебе государственный диплом дадут, а представители Стоматологической ассоциации на госэкзамене скажут: мы вас членом ассоциации не принимаем, если не умеете ничего.


Для того, чтобы читать и добавлять комментарии , Вам необходимо войти на сайт