Президент СтАР Садовский В.В. о профилактике в стоматологии и управлении ожиданиями пациента
На прошедшей 18 декабря пресс-конференции Стоматологической ассоциации России на тему «Реалии 2013 года: позиция Стоматологической Ассоциации России в отношении Федеральных Законов, Постановлений Правительства РФ и Приказов МЗ РФ, утвержденных в 2012г.», президент СтАР Садовский Владимир Викторович дал интервью интернет-телеканалу СТОМАТОЛОГИЯ.РФ.

- Владимир Викторович, одна из задач СтАР – популяризация профилактики стоматологических заболеваний среди населения. Планируются ли какие-то специальные программы, социальная реклама?
- На настоящий момент мы уже провели переговоры почти со всеми основными игроками рынка профилактических изделий о том, чтобы они сменили рекламный вектор с изображения изделия на сюжетность, на образцы поведения, связанного с охраной здоровья и профилактикой заболеваний. То есть, к примеру, ролик, рекламирующий зубную пасту, одобренную СтАР, должен содержать социальное послание, например: «Пора уже идти спать. Сынок, не забудь почистить зубы». Возможно, за несколько лет мы добьемся того, что не будем давать знак одобрения на продукцию, если она не участвует в социальной рекламе. Кроме того, требуется участие региональных ассоциаций. Они должны выстраивать эту программу на своём уровне. СтАР может помогать методически – созданием шаблонов стендов для украшения стен клиник, тиражированием тех или иных брошюр. Пациент приходит в клинику, и в любом регионе он должен увидеть однотипную брошюру, в которой рассказывается, к примеру, о том, как лечат корневые каналы. Его никто не должен вводить в заблуждение. Что касается программ профилактики, то у нас в СтАР утверждена Федеральная программа профилактики заболеваний, она уже была рассмотрена в Министерстве здравоохранения. Субъективно министр Скворцова заинтересовалась, а профессор Янушевич Олег Олегович уже участвовал в брифинге с министром. И я не исключаю, что возможен запуск пилотного проекта в 2013 или 2014 году на примере субъекта федерации или какого-то федерального округа. В целом, профилактика состоит из трех составляющих. В отсутствии программ профилактики со стороны государства, эта триада будет неполной. Первая составляющая - это коммунальная профилактика, за неё отвечает государство. Сюда относятся воспитательные программы, фторирование воды или молока, либо обеспечение продаж фторированной соли, запрет на продажу фторированных продуктов в населенных пунктах, где есть флюороз, и так далее. Вторая составляющая – это профессиональная профилактика, её ведут гигиенист с врачом. И третье – это культурная профилактика. Это навыки и их обоснование, это пищевое и гигиеническое поведение. Если убрать любой из трёх китов - коммунальную, профессиональную или культурную, - профилактика не будет работать. Во всех странах, победивших кариес, профилактика стоит на этих трёх китах. И в этой связи, конечно, роль государства должна быть колоссальной. Сегодня с компанией Colgate мы ведем образовательные программы в школах в 20 городах. Снизилась активность прочих производителей, а жаль. А что касается государства, вы знаете, в некоторых субъектах федерации Департамент образования блокирует проведение этих уроков. Хотя ничего плохого в таком уроке нет - в течение 40 минут профессиональный врач вместе с учителем объясняет, как чистить зубы, даёт на дом календарь на месяц, вручает подарки – пасту, щётки. И многие семьи уже вовлечены в это усилиями местных ассоциаций стоматологов, но не Департамента образования.
- А чем Департамент образования объясняет отказ от проведения подобных уроков?
- Плотным учебным графиком, тем, что детям придётся пропускать математику, русский язык и так далее. Однако опыт подсказывает, что достаточно было бы пожертвовать классным часом. А ведь это культурные навыки, это очень важный аспект.
- Сегодня правовая осведомленность пациентов резко возросла. Клиники находятся в уязвимом положении, а законы дают большую возможность для инициации судебных исков. Планирует ли СтАР как-то защищать врачей от «профессиональных пациентов»? И есть ли в этом необходимость?
- Мы не планируем – мы уже защищаем. Уже сегодня любой член СтАР может обратиться в свою региональную или центральную ассоциацию, если ему не помогла региональная. У нас есть секция аудита, бухгалтерского учета и консалтинга, возглавляемая доктором Николаевым Константином Вячеславовичем, который консультирует по этим вопросам. Но также важно, чтобы врач, особенно главный врач, позаботился о своих коллегах и был предупрежден о возможном «потребительском экстремизме» - в настоящее время существует такой термин. И посмотрите в интернете, посмотрите рекламные рассылки – сегодня очень много учебных центров в стране учат врачей, как не попасть под влияние потребительского экстремизма. И здесь уместно привести тезис, озвученный профессором Бойко Виктором Васильевичем из Санкт-Петербурга, об управлении ожиданиями пациента. Ведь врач, который был немногословен, не пришел к консенсусу с больным до начала вмешательства, во многом сам виноват, что неправильно управлял ожиданиями пациента, потому что, если пациент пришел к нему здоровым на профилактическую работу, и врач его сделал больным, безусловно, больной имеет право на иски. Но если больной пришел больным, с испорченным здоровьем, а врач предпринял попытки восстановления утраченного здоровья, то здесь проблема может быть в том, что врач не предупредил пациента о том, какие шансы он имеет на выздоровление. И больной ожидал от него полного восстановления. Но пломба – это не родной зуб. У неё есть ограничения и по эксплуатационным качествам, и по времени эксплуатации, и по правилам ухода за ней. Это изделие. Мы же ухаживаем за ботинками. А если больной не будет ухаживать за протезом? Любое изделие, которое носит наше тело, требует ухода за ним. Такое же требование есть и к протезу. Такое же требование есть и к пломбе. Уход за изделием должен быть частью ответственности каждого больного. Но почему врачи не учат больного этим эксплуатационным навыкам? В этом и кроется причина того, что ожидания больного иногда завышены, что может в результате приводить к потребительскому экстремизму.
- Как сейчас обстоят дела с контролем качества оказываемых услуг - когда будут введены остальные протоколы ведения стоматологических больных? Появятся ли они и в частных стоматологических клиниках?
- В отличие от стандартов, которые пока, в 2013 году, со слов Министерства, будут обязательны, как технико-экономическое обоснование взаимоотношений с заказчиком, например, со страховыми компаниями, протоколы будут обязательны для всех членов профессиональных сообществ. Учтите, что исходим мы из номенклатуры заболеваний МКБС-10, а не отечественных классификаций. И как стандарты, так и протоколы будут описаны на основе МКБС-10, международной классификации болезней. И как раз клинические протоколы нельзя обойти. Они лягут и в основу образовательного стандарта, потому что ВУЗы будут учить студентов на основе тех клинических протоколов, которые содержат информацию о том, как лечить человека. И пока, в 2013 году, стандарты будут обязательны только для тех частников, которые участвуют в выполнении государственного задания. Те, кто не участвует, будут руководствоваться протоколами. Но в СтАР пока только 7 протоколов. Надеемся, что все остальные будут закончены в 2013 году.
- А какие изменения ожидаются в работе СтАР в 2013 году, что ещё планируете осуществить?
- Вопрос не до конца в моей компетенции. Я не ответственен за стратегическое развитие, за это отвечает съезд. Посмотрите решение съезда на сайте e-stomatology.ru, там определены стратегические задачи. Мы на ближайшем заседании правления СтАР 12 февраля определим, какие вопросы мы выносим на совет в апреле. И окончательный ответ мы вам дадим в апреле. Пока мы занимались тактической работой, в связи с тем, что нужно было в авральном режиме помочь профильной комиссии Минздрава доработать стандарты квалификационных характеристик специалистам, чтобы юридически «прикрыть спину» врача и коллектива.

Для того, чтобы читать и добавлять комментарии , Вам необходимо войти на сайт