Стоматологическое лечение: зачем нужен консилиум?
Что такое план лечения? Почему важен комплексный подход к лечению стоматологических пациентов? Зачем нужен консилиум? На вопросы экспертного интернет-телеканала СТОМАТОЛОГИЯ.РФ отвечает врач стоматолог-эндодонтист, врач стоматолог детский, Главный врач клиники «Дентал Фэнтези» на Пр. Мира, Антонина Владимировна Гецман.

Антонина Владимировна Гецман
СТОМАТОЛОГИЯ.РФ: Антонина, в сети клиник «Дентал Фэнтези» принят комплексный подход к лечению взрослых пациентов. Скажите, пожалуйста, что это означает и с чего начинается первое посещение для пациента?
АНТОНИНА ГЕЦМАН: Действительно, мы практикуем комплексный подход. Он заключается в планировании и проведении лечения пациента, исходя из желаемого результата. Первое посещение начинается с визита к врачу, в котором пациент нуждается в первую очередь. То есть, если пациент при записи в клинику озвучивает необходимость вылечить кариес, то первым врачом, который осмотрит его, будет терапевт; удалить зуб - хирург; установить коронку - ортопед; выровнять зубы - ортодонт. Врач, проводящий первичную консультацию, оценивает, какие специалисты должны принять участие в составлении плана и реализации лечения и подбирает время пациенту для комплексной консультации. Часто пациент имеет возможность посетить необходимых специалистов уже на первом визите. Во-первых, это экономит время пациента, во-вторых, это позволяет врачам в сжатые сроки составить максимально точный план лечения с учетом опыта и знаний каждого члена команды врачей.
СТОМАТОЛОГИЯ.РФ: Многие пациенты очень слабо себе представляют, что такое план лечения. А те, кто про это слышал, опасаются, что это дополнительные траты. Есть такое мнение, что чем больше к ним комплексного внимания, тем дороже обходится лечение. Опасаются, что может иметь место даже и ненужное лечение.
АНТОНИНА ГЕЦМАН: Да, план лечения, а тем более комплексный план лечения - это непривычное словосочетание для российских пациентов. Во многом это связано с тем, что люди привыкли лечиться в крупных государственных клиниках, где терапевты, хирурги, ортопеды работали на разных этажах, в разных отделениях и никак не контактировали между собой. Каждый специалист составлял свой отдельный план действий. Печально то, что в такой ситуации часты случаи, когда пациенту, например, удаляют зубы после… проведенного терапевтического лечения, за которое он только что заплатил! А ортопед, составляя план лечения, оценил этот зуб и понял, что его невозможно восстановить и требуется удаление зуба. Пациенты начинают путаться: что и зачем они лечат, какие этапы им еще предстоят, сколько времени это займет и почему делается двойная работа за их счет. Мы же – напротив - сначала планируем все необходимое лечение, а затем выполняем утвержденный нашими врачами и пациентом план. Также хочу отметить, что за такой комплексный подход, то есть за составление плана лечения, наши пациенты не переплачивают. Они оплачивают только конкретно проведенные диагностические манипуляции, а план лечения врачи составляют на основе полученной информации в рамках консультации. Перед составлением плана лечения пациенту проводят конусно лучевую компьютерную томографию (или, говоря бытовым языком, 3D-рентгеновский снимок зубочелюстной системы), цифровые фотографии зубных рядов и профессиональную гигиену (при наличие зубных отложений, препятствующих диагностике и лечению). Особенность нашей клиники в том, что наши врачи постоянно общаются друг с другом и с пациентами. Мы целенаправленно не «раздуваем» штат в каждой отдельной клинике. Ведь 5-ти докторам всегда проще согласовать действия, сопоставить визиты и обговорить детали этапов лечения, чем 10-ти. Постоянная команда специалистов, чья работа слажена, проводят консультации и эти же врачи проводят лечение.
СТОМАТОЛОГИЯ.РФ Распространенная проблема среди пациентов – понять то, что говорит врач-стоматолог. Многие врачи не могут перевести на «человеческий язык» то, что хотят донести до пациента. В итоге – недовольны оба, потому что пациент за медицинскими терминами не видит к себе нужного отношения. Как вы решаете эту проблему?
АНТОНИНА ГЕЦМАН: Мы ориентированы на пациентов, которым совершенно необязательно вникать в терминологию. Часто к нам приходят пациенты с негативным опытом, фобиями и они не хотят вникать в медицинские нюансы и пугающие термины. Поэтому наши врачи обучены и подготовлены к общению на простом человеческом языке. Не забывайте, что Дентал Фэнтези начиналась как детская клиника, где всегда практиковался очень внимательный, личностный подход к каждому маленькому пациенту и его родителям. Некоторым пациентам нужно чуть больше внимания, времени, заботы. Именно поэтому у нас в клиниках, где проводится лечение взрослых, работает особый специалист, координатор лечения, который точно знает все этапы лечения, оказываемого в клинике. Координатор присутствует с пациентами от момента их консультации и ведет их до момента завершения лечения в клинике. В его задачу входит организационная и психологическая помощь пациенту. Помочь сориентироваться, когда и к какому специалисту прийти, помочь записаться в удобное для пациента время. Координатор объясняет все, что касается лечения, простым человеческим языком, показывает примеры на муляжах, фотографиях. Координатор может потратить на разъяснение столько времени, сколько пациенту нужно, в отличие от врача, чье время все-таки ограничено приемом, которого ждут следующие пациенты, иногда – с острой болью. Согласитесь – врач в первую очередь должен лечить.
Первичный прием – это всегда диалог доктора и пациента.
СТОМАТОЛОГИЯ.РФ: Вот именно по этой причине в других клиниках врачи не особо могут тратить свое время на разговоры с пациентами, а координаторы есть не везде. Пациент попадает в замкнутый круг. В чем еще заключается функция координатора лечения?
АНТОНИНА ГЕЦМАН: Координатор помогает разобраться пациентам в плане лечения более детально. Часто координатор помогает выбрать оптимальный вариант, если человек хочет сэкономить время и вылечиться быстрее, или даже сэкономить в деньгах. Например, существуют безметалловые коронки и коронки металлокерамические. И человеку сложно сделать выбор, потому что он не может определить, как его выбор повлияет на срок службы, на здоровье полости рта и общую стоимость. Координатор, зная ситуацию пациента, объяснит плюсы-минусы каждого варианта, продемонстрирует внешний вид готовых конструкций, чтобы человек смог принять решение осознано, получив максимум информации, а не выслушав, как традиционно принято в России: «Я бы на вашем месте, сделал бы себе вот так». К нам часто приходят пациенты, испытывающие страх. Для них координатор – это человек, готовый выслушать, поговорить и просто поддержать своим присутствием.
СТОМАТОЛОГИЯ.РФ: Просто незаменимый для пациента человек этот координатор!
АНТОНИНА ГЕЦМАН: Безусловно! Особенно в стоматологии. Он скажет, в какое время можно сделать перерыв в лечении, чтобы это не отразилось на качестве, чтобы не произошло необратимых изменений выполненной работы, и не пришлось повторять какие-то манипуляции. Координатор скажет, какой специалист будет в следующем графике посещений, сколько каждый визит займет времени, и какую работу каждый доктор будет проводить. При необходимости координатор даже сделает презентацию для пациента, где будет описано количество визитов, последовательность, длительность и стоимость.
СТОМАТОЛОГИЯ.РФ: Хорошо. Скажите, пожалуйста, а с чего начинается вот такое многостороннее общение. Пациент приходит в клинику и… ?
АНТОНИНА ГЕЦМАН: В первую очередь пациент беседует с доктором, описывает все проблемы и пожелания. Второй этап - это 3D диагностический рентген-снимок, цифровые фотографии зубных рядов. Затем пациента консультируют, например, хирург и ортопед. Собрав в первый визит всю диагностическую информацию, врачи собираются на так называемый консилиум, и решают, какого оптимального результата мы должны достичь в завершении лечения для долгосрочной службы конструкций и поддержания здоровья полости рта. Первичная консультация длится целый час, поэтому у нас есть возможность собрать все пожелания пациента. Ведь это так важно, чтобы представление об окончательном результате у пациента и врачей совпало.
СТОМАТОЛОГИЯ.РФ: Действительно, очень тщательный диагностический подход, что редко встречается в стоматологических клиниках. Честно говоря, не каждая элитная клиника позволяет себе так располагать временем врачей. Это приятно, что в вашем графике есть время для такой вдумчивой работы.
АНТОНИНА ГЕЦМАН: Именно на этом и базируется наш подход. Мы тратим время не напрасно. Нам важно, чтобы врачи работали как единое целое, согласовано и грамотно. Важно, чтобы пациент был услышан и получил ожидаемый результат.
План лечения необходимо обсудить со всех сторон.
СТОМАТОЛОГИЯ.РФ: А как вырабатывается общее решение, которое устраивает и команду врачей и пациента? Потому что иногда пациент бывает очень уверенный в собственном мнении, он пытается переубедить врачей. Или наоборот, бывают врачи, которые просто говорят: «Нет, вот так и никак иначе». Как это происходит в «Дентал Фэнтези»?
АНТОНИНА ГЕЦМАН: Действительно, ситуации встречаются разные, ведь все мы люди со своим пониманием ситуации. Особенно важно для пациентов быть понятыми и услышанными относительно реставрации зубов в «зоне улыбки». Чтобы здесь не было разногласий, мы планируем будущий вид зубов на специальных моделях. Обсуждаем форму, цвет и размер зубов. При необходимости можем сделать и компьютерное моделирование улыбки пациента. Тогда мы точно будем знать, что смотрим с пациентом в одном направлении и стремимся к одному результату.
СТОМАТОЛОГИЯ.РФ: Учитываются ли особенности анатомического строения лица пациента?
АНТОНИНА ГЕЦМАН: Безусловно, именно с использованием компьютерной томографии (3D рентген-снимка), компьютерного и воскового моделирования зубов, мы можем выделить ряд технологий для обеспечения индивидуального подхода к изготовлению реставрации, учитывающей форму лица и улыбки, анатомическое строение, высоту прикуса и т.д. Мы с вами снова возвращаемся к вопросу о различных вариантах, которые вполне возможны на этапе принятия решения и которые требуют правильного выбора и от докторов, и от пациента. Врачи определяют, возможно ли получить результат только за счет реставраций (специальных пломб) или нужно прибегать к микропротезированию, или потребуется ортодонтическое лечение (исправление положения зубов за счет брекет-системы). Также важно помнить, что 3D-снимок дает информацию о височно-нижнечелюстном суставе. Эта информация может играть основную роль при планировании лечения.
СТОМАТОЛОГИЯ.РФ: И последний вопрос как раз про конечные результаты такого подхода. Иной подход – это иное качество лечения. Как комплексный подход отражается на результатах лечения?
АНТОНИНА ГЕЦМАН: Наиболее приятные примеры – когда пациенты уходят довольные, счастливые! Лучшая оценка для врача, когда пациент, глядя в зеркало говорит: «Доктор, у нас получилось все, как я хотел». А ведь мы точно знаем, что для получения планируемого результата нужно приложить усилия - требуется комплексный подход, командная работа, умения и знания каждого. Для оценки результата мы предлагаем посмотреть на снимки «ДО» и «ПОСЛЕ». Отмечу, что высокий уровень диагностики и лечения обеспечивает и высокотехнологичное оборудование, которое мы имеем в клинике - микроскопы, комплекс оборудования для лечения в условиях общего обезболивания (наркозе) и седации, томографы для точной диагностики, CAD CAM-система и многое другое. Поэтому ценность наших врачей не только в том, что они теоретически спланировали конкретный результат, а еще и в том, что они обладают знаниями и практическими навыками, чтобы воплотить план лечения в реальность. Мы делаем все для того, чтобы в наших клиниках пациенты чувствовали себя максимально комфортно, будучи уверенными в том, что им предложат самое лучшее и надежное.
Для того, чтобы читать и добавлять комментарии , Вам необходимо войти на сайт