Удаление зубов: стоматологу о моделях заживления
После удаления зуба происходит ряд процессов, которые в конечном счете приводят к заживлению альвеолы.

Как показано в исследованиях на животных и людях, внутриальвеолярное заживление, как правило, начинается с образования сгустка в альвеоле сразу после удаления зуба. Этот сгусток затем постепенно заменяется временным матриксом, который функционирует в качестве каркаса для формирующейся кости, которая будет образовываться из боковых стенок и нижней части альвеолы, чтобы в конце концов заполнить лунку удаленного зуба. Впоследствии, незрелая кость становится зрелой альвеолярной костью.
В это время продолжаются внутриальвеолярные процессы. Внеальвеолярное заживление происходит одновременно и приводит к вертикальной и горизонтальной резорбции стенок лунки зуба ─ процесс, который более выражен на щечной, чем на язычной стороне.
Недавний систематический обзор постэкстракционных альвеолярных изменений размеров в твердых и мягких тканях в организме человека показал горизонтальное уменьшение на 29-63% и вертикальное - на 11-22% через шесть месяцев после удаления зуба. Кроме того, было зафиксировано, что уменьшение размеров альвеолярного гребня происходило быстрее в течение первых шести месяцев заживления и продолжалось в дальнейшем. В клиническом исследовании ширина альвеолярного гребня на щечной и язычной стороне измерялась в участке удаленного зуба и сравнивалась с противоположной стороной, где имелись зубы, в 149 слепочных моделях. Наблюдалось уменьшение альвеолярного гребня на 3,5-3,6 мм на щечной стороне и на 1,7-2,0 мм на язычной. Другое исследование показало, общее сокращение ширины альвеолярного гребня примерно на 30% через 3 месяца и 50% после 12 месяцев.
Когда имплантат помещают сразу же в ложе удаленного зуба, физиологическое заживление происходит по-другому. Для лучшего понимания данных процессов, важно отметить два из них, которые были предложены в качестве объяснения остеоинтеграции, а именно дистантный и контактный остеогенез. В то время как при дистантном остеогенезе новая кость формируется на поверхности родной кости и в результате кость вступает в контакт с поверхностью имплантата, при контактном остеогенезе новая кость формируется сначала на поверхности имплантата.
Чтобы проверить данные процессы, был проведен эксперимент на животных путем подготовки цилиндрических дефектов в альвеолярной кости: были установлены имплантаты (меньше по размерам, чем сам дефект, и с умеренно шероховатой поверхностью) и затем стабилизированы с помощью специальных приспособлений, чтобы гарантировать их устойчивость в связи с отсутствием первичных контактов с родной костью. После установки имплантата расстояние между поверхностью имплантатов и костью было ≥ 0,7 мм. После трех месяцев восстановления наблюдалась очень маленькая остеоинтеграция в дефектных участках (0.3-5.3%) по сравнению с контрольными участками (46,1%), в котором имплантаты были установлены в полном контакте с родной костью. Кроме того, выяснилось, что дефекты были заполнены новообразованной костью, которая примыкала к имплантату не по всей длине. Было обнаружено пространство в 0,4-0,5 мм между передней частью новой кости и поверхностью имплантата, заполненное соединительной тканью. При отсутствии первичного контакта с родной костью добиться должной остеинтеграции довольно трудно.
Для изучения данного предположения была проведена серия экспериментов на животных. Согласно общим правилам были подготовлены участки для имплантации 10 мм в глубину. Крайние 5 мм данных участков были расширены сверлом, чтобы получилось расстояние в 5 мм в глубину и 1,25 мм в ширину между шероховатой поверхностью имплантата и стенками кости после установки имплантата. Все экспериментальные участки были покрыты коллагеновыми оболочками. Гистологические результаты были оценены после одного, двух и четырех месяцев. Было отмечено, что дефекты заполнялись вновь образованной костной тканью после одного месяца. Тем не менее, между костью и имплантатом был слой соединительной ткани шириной 0,4 мм, аналогично тому, как описано в ранее упомянутых исследованиях. Только верхние 1,8 мм дефекта интегрировались с поверхностью имплантата, при этом коронковые 3,2 мм были заполнены соединительной тканью, прикрепленной к поверхности имплантата.
После двух месяцев еще 1 мм интегрировался в коронковой части. После четырех месяцев кость полностью восстановилась.
Подобные модели заживления были описаны для имплантатов, устанавливаемых непосредственно после удаления зуба, еще раз демонстрируя, что образование костной ткани от боковых стенок быстро заполняет дефект. Оссеоинтеграция на поверхности, однако, началась апикально от места контакта имплантата и родной кости и заняла больше времени (три-четыре месяца) по сравнению с физиологическим заживлением экстракционной лунки (один месяц ).
Еще одним важным фактором, который следует рассмотреть, является остеокондукция, которая может быть определена как процесс, во время которого кость наращивается на поверхность. Хорошо известно, что умеренно шероховатые поверхности обеспечивают более высокую остеокондуктивность и индуцируют более высокую степень остеоинтеграции по сравнению с нетекстурированными поверхностями. В то время как эта разница в остеокондуктивности может иметь ограниченное клиническое значение, следует обратить большее внимания на дефекты края, присутствующие при установке имплантатов. На деле экспериментальные исследования показали неполное заживление дефектов края при установке имплантатов с нетекстурированными поверхностями. Это может быть связано с низким потенциалом остеокондуктивности. Это важно учитывать, когда имплантаты с нетекстурированными поверхностями устанавливаются сразу после удаления зуба или на одном этапе с синус-лифтингом, например.
Автор д-р Даниэль Боттичелли
По материалам dental-tribune.com
Для того, чтобы читать и добавлять комментарии , Вам необходимо войти на сайт